Мысли
June 4, 2022

О урбанистике. Про развитие Славска.

Основные тезисы

Святослав Мурунов, урбанист

Ключевой вопрос любых интеллектуальных проектов - есть ли у городского сообщества запрос на развитие?!

Анкетирование и опрос - самый быстрый способ спросить горожан «что они хотят».

Как город привлекает новых жителей? Как город работает с переехавшими? Как переехавшие реализуются (могут устроиться на работу, отдать детей в детский сад, школу)? Как быстро город ассимилирует новых горожан?

Малые города с точки зрения урбанистики очень доступны.

Как сделать так, чтобы люди меньше тратили времени на дорогу.

Город должен повышать своё разнообразие любыми способами - чтобы был выбор, чтобы было интересно. Наличие возможностей и делает местность привлекательной.

Слово комфорт в вопросах о городе субъективное - ответы сравнивают со скрытым отношением к городу.

Если то, что вы делаете не создает рабочих мест - то все остальное является несущественным.

Ключевой вопрос: после ремонта или строительства нового объекта - сколько новых рабочих мест удалось создать? Если после благоустройства сквера, на обновленной территории, куда приходят люди, открылось кафе или другое место активности горожан с рабочими местами - это хороший проект.

«Пусть администрация думает, а мы подождем». Причины таких ответов - неудачный опыт взаимодействия жителей с представителями власти, прошлые решения (наставления) горожан не были воплощены, отсутствие доверия (к людям, к компетенции).

У жителей города всегда должно быть четкое понимание - какие у города есть планы на ближайшие 5—10 лет. Их надо транслировать.

Наши люди не включаются в готовые проекты. Если вы его [жителя города] не позвали на обсуждение проекта - значит его мнение не интересно, не позвали - значит нет уважения к мнению.

Любой городской проект нуждается в обсуждении. Это создает дополнительный контроль, доверие и соучастие в успешной реализации такого проекта.

Эмоциально в городе отмечаются события благоустройства и очень мало ярких эмоций, связанных с культурной жизнью города.

В Славске, по результатам опроса, отмечается большое социальное расслоение, в целом, в маленьких городах это хорошо заметно.

При достаточно высоком доходе жителя города - здесь его негде потратить, эта категория горожан уезжает на выходные тратить деньги в другие города (чаще называется Советск и Калининград).

«Заказывать у других» — значит не развивать местное экспертное сообщество.

Лес - это тоже море.

Для молодежи в городе нет места для возвращения (работы, жилья) - они остаются там, где получали профессиональное образование или переезжают в другой город, где есть возможности применить свои знания, попробовать себя.

Славск должен стать комфортным центром района - с кафе, музеями, инфраструктурой и точками развития («входами») для района.

Ответить на вопрос: Что я умею делать? Какими компетенциями обладаю? Что я могу продавать?

Команды развития существующих инициатив, проектов, идей. Научить, передать компетенции.

Оценка последствий принятых решений.