О истории
Театр Музыкальной комедии – единственный коллектив, который работал в Ленинграде с первого дня войны – все 900 дней блокады.
В мировой театральной истории подобного примера героизма не существует и роль искусства в поднятии духа сопротивления трудно переоценить.
Этот театр в тяжелейшие дни блокады стал частичкой духовной жизни города, единственным островком радости для измученных жителей и фронтовиков.
Да, было очень трудно и очень ответственно. Но всех согревало и давало силы сознание, что сейчас оперетта нужна защитникам города и героям-ленинградцам.
За первый год блокадно-фронтовой жизни театром были выпущены 6 премьер – «Ева», «Принцесса долларов», «Марица», «Три мушкетера», «Продавец птиц», «Любовь моряка».
В это время в труппе числился 291 человек. На место работников, уходивших на фронт, приходили другие. Беспримерна героико-трагическая история этого театра: от голода и на фронте погибло более 100 человек. В театре был создан морг для умерших артистов и зрителей.
Артисты умирали в кулисах и по дороге в театр… Однако, несмотря на потери, за годы блокады было осуществлено 15 премьер и возобновлений ранее поставленных спектаклей.
Театр посетили 1 миллион 300 тысяч зрителей. Занавес открывался зимой 1941-42 годов в дни, когда в городе умирали за сутки до 40 тысяч его защитников и граждан. Это был вызов врагу, невероятное сопротивление и стойкость. В объявленном репертуаре не было ни одной замены. Если артист не приходил на спектакль это, как правило, означало его смерть.
В зале были постоянные аншлаги, очереди за билетами занимали с 5 часов утра, а с рук они приобретались за дневную порцию хлеба. Приходилось играть зимой в зале, где было минус четыре градуса, а были дни, когда и минус 8. Спектакли продолжали идти даже при бомбёжках, прерываясь иногда до 9 раз за вечер!
Мужество артистов не имеет аналогов. А. Масленников, получив похоронную на третьего, последнего своего сына, в этот день «смешил» зрителей в героическом спектакле «Лесная быль».
Театр вел огромную шефскую работу: не было ни одного участка фронта, где бы не побывала концертная группа Ленинградской музкомедии. На передовой, в госпиталях и на заводах было дано более 1000 шефских концертов.
Кроме своей основной работы, работники театра входили в команды МПВО, в медико-санитарную команду, дежурили в госпиталях и при первых звуках воздушной тревоги спешили спасать из-под развалин домов попавших под обстрел и бомбежку. Вся труппа изучала военное дело и владела оружием.
О героическом театре у нас и за рубежом написаны сотни газетных и журнальных статей, несколько книг.